Главная Об управлении Услуги Деятельность Фотогалерея
Карта Амурсой области Платные услуги
Яндекс.Погода
Текущая деятельность
ogr16.pdf

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

     С 1651 года на территорию нынешней Амурской области из Якутска по водным путям стали проникать на Амур русские люди. Заселяя левый берег Амура, они занимались охотой, рыбной ловлей, землепашеством. Местное население, выбитое монголами, было малочисленно и не препятствовало заселению, тем более, что в русских они видели реальную силу, которая могла бы защитить их от чрезмерных набегов и грабежей периодически проникающих на Амур анчжуров. Но трудности пути из Якутии, а в связи с этим и малочисленность русских отрядов, не позволили в полной мере закрепиться на Амуре. Не выдержав давления со стороны Манчжурии, трудностей снабжения, отсутствия помощи со стороны правительства России, почти все русские люди к 1715 году покинули Амур, но до сих пор по его берегам встречаются разрушенные поселения (Албазино), в котором находят то православный крестик, то деньги допетровских времен, то домашнюю утварь прошлых лет.

С 1852 года, освоив Сибирь и Забайкалье, Россия начала освоение Приамурья и Приморья путем переселения безземельных крестьян из центра страны, Украины и Белоруссии. По сибирскому тракту люди на лошадях и пешим порядком добирались до реки Шилки, строили с помощью солдат 13-го и 14-го линейных батальонов плоты и на плотах сплавлялись вниз по Амуру. Примерно через равное расстояние (по длине ямского перегона) переселенцы высаживались на берег, разбирали плоты, строили избушки и начинали обживать дикий, безлюдный край. Так возникали по Амуру села с названиями городов и губерний,  откуда прибыли переселенцы (Черняево, Кузнецово, Ушаково, Сергеевка, Михайловка, Иннокентьевка и т.д.).

Примерно до 1880 года дорог в области не существовало.  Летом и зимой транспортной магистралью служили реки Амур, Зея и другие. С 1880 по 1890 год под руководством переселенческого управления для проезда гужевого транспорта в осеннюю и весеннюю распутицу методом трудового участия населения и силами воинских частей вдоль рек Амура и Зеи начали рубить просеки и строить простейшие грунтовые дороги. Они имели ширину четыре-пять метров, все искусственные сооружения были деревянными, через большие водотоки делали броды или паромные переправы. Кроме того,  в области имелись вьючные тропы. Они соединяли золотые прииски с речными портами и населенными пунктами. Трудно сказать, сколько было дорог или троп, существовавших в границах Амурской области на 1917 год, но достоверно известно, что в 1922 году, к моменту присоединения ДВР к СССР, в существовавших границах Амурской области насчитывалось 365 км. простейших дорог, по которым возили почту. Дорог с твердым покрытием не было.  За годы гражданской войны и иностранной интервенции, когда власть неоднократно переходила из рук в руки, большинство дорог было заброшено, многие мосты сгнили или сгорели, дороги заросли кустарниками. Но следы этих дорог, называемых в народе «царскими», видны и сегодня, а по многим из них в настоящее время проходят современные автомобильные дороги.

Читать далее >>